Грузоперевозки по Казахстану: экономика, география и перспективы
В сердце Евразии формируется уникальная транспортная система, где динамика, региональная специализация и география открывают новые горизонты для бизнеса и общества. За первые пять месяцев 2025 года транспортная отрасль республики увеличила объёмы перевозок на 11,9%, достигнув более 450 миллионов тонн грузов. В этом процессе ключевую роль играют железнодорожные, автомобильные, трубопроводные и морские маршруты. По данным аналитиков, грузоперевозки по Казахстану постепенно выходят за традиционные рамки и приобретают все большую значимость в формировании региональных и международных цепочек поставок.
В структуре грузовых перевозок по стране преобладают железнодорожные, автомобильные и трубопроводные направления. Сочетание этих маршрутов обеспечивает разнообразие логистических решений и гибкость в выборе способов доставки товаров. Рост объёмов перевозок наблюдается не только в крупных промышленных регионах, но и на новых мультимодальных маршрутах через морской порт Актау и транспортные узлы на границах с Китаем, Россией, странами Кавказа и Ближнего Востока.
Географический фактор: центр континента
Казахстан располагает разветвленной сетью автомобильных магистралей протяжённостью более 87 000 км, почти 14 000 км железных дорог и порядка 4 000 км внутренних водных путей. География региона позволяет выполнять транзитные доставки с запада на восток и с севера на юг, используя стратегическое положение между Россией, Китаем и другими странами Евразии.
Факт: В июне 2025 года морской транспорт обеспечил рекордный прирост, количество перевезённых грузов выросло на 43,9% по сравнению с прошлым годом.
Благодаря расположению в самом центре материка — логистика страны ориентирована на многовекторность. Появляются новые направления, похожие на Транскаспийский международный транспортный маршрут, активно развивается инфраструктура — расширяется сеть портов, число пограничных терминалов и консолидационных хабов.
Экономика логистики: цифры и тенденции
За январь–май текущего года совокупный грузооборот Казахcтана достиг почти 230 миллиардов тонно-километров, что на 13,6% больше, чем в 2024 году. Железнодорожный транспорт нарастил долю перевозок до 185,5 миллиона тонн (+14,1%), трубопроводы — до 142,9 миллиона тонн (+18,2%), а автомобильные перевозки — до 125,6 миллиона тонн (+2,3%). Морской транспорт показал наибольший процентный рост объемов.
- Особенно высокие темпы увеличения грузооборота демонстрируют Мангистауская, Атырауская и Павлодарская области.
- Растёт число международных заявок на перевозки в соседние страны: в Россию, Узбекистан, Азербайджан.
- Мультимодальные перевозки через новые коридоры сокращают сроки доставки товаров вдвое по сравнению с морскими перевозками.
Факт: Рынок автомобильных перевозок показывает устойчивый рост даже на фоне развития железных дорог и трубопроводов; сегодня за год перевозится свыше 120 миллионов тонн по автотрассам.
Новые маршруты и перспективы
На фоне интенсивного развития транспортной географии появляются дополнительные возможности для экспорта и транзита. Перевозки зерновых грузов расширяют свою географию: Казахстан впервые осуществил поставки в Бельгию, Польшу, Португалию, Норвегию и Великобританию. Ведущие логистические компании внедряют цифровые технологии для отслеживания грузов и автоматизации процессов, растёт инвестиционная активность — государство и бизнес вкладывают в модернизацию железных дорог, портов и авиационных маршрутов.
Вызовы и будущие горизонты
Среди проблем, требующих решения: нехватка квалифицированных кадров, необходимость автоматизации, повышение пропускной способности терминалов и эффективное тарифное регулирование. Казахстан уже открывает новые контейнерные маршруты в направлении Европы, Турции, Ближнего Востока и расширяет сферу мультимодальных перевозок. В ближайшие годы рынок ожидает дальнейшее увеличение международного грузооборота, упрощение таможенных процедур, развитие транзитных коридоров и улучшение условий для бизнеса.
В последние годы перевозка грузов по территории республики стремительно меняется как по масштабам, так и по типам грузов. Множественные транспортные решения делают систему гибкой и устойчивой к внешним вызовам. На многих участках появление новых маршрутов повышает инвестиционную привлекательность и открывает новые горизонты для международной торговли. Логистическая отрасль интегрируется в глобальные сети, автоматизация и цифровизация становятся доступней.